Утилизация шин: зачем, как и кто?

10.03.2020

Утилизация шинКаждый автовладелец хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой утилизации сношенных шин. Решение может быть не одно, от создания клумб для дачи или садовых украшений до выбрасывания покрышек как обычного мусора на свалку, если не в ближайший лесок. Но по закону резину нужно утилизировать, при этом существует целый пакет соответствующих законов.


Установлено, что сами по себе автомобильные шины не опасны для окружающей среды, относясь к малотоксичным предметам. Но если они долго лежат на кислой или слишком щелочной почве, то со временем с металлического корда начинают выделяться цинк, кадмий, свинец и медь, пусть и в незначительных количествах, но уже достаточно опасных для грунта. А уж если по старинке сжечь покрышки, то в атмосферу выбрасывается целый букет токсичных масел и тяжелых металлов, переводя вещество в первый класс опасности.


Поэтому весь цивилизованный мир утилизирует отслужившие шины особым способом. Наиболее популярные – сжигание в пиролизных печах без доступа воздуха для образования калийного топлива и перемалывание в крошку. При последнем способе массу можно использовать для покрытия детских площадок, спортивных комплексов, садовых дорожек, матов, шумоизоляционных прослоек и даже добавлять в асфальт для увеличения срока его использования (в США такую методику применяют почти повсеместно, а у нас – только в качестве эксперимента, так как выходит очень дорого).


В ряде европейских стран цена утилизации закладывается в начальную цену покрышки, а после использования хозяин просто отвозит изношенную резину в специальный пункт приема. В Швеции автомобилисту достаточно внести символическую сумму за сданную покрышку. У нас же все сложнее – даже в Москве не так много пунктов приема, и всего два предприятия по переработке покрышек.


В целом покупка оборудования и организация процесса утилизации  - дело несложное и не особо дорогое. Так почему же российские предприниматели не спешат подзаработать на этом? Все дело в сложном законодательстве, из-за которого очень сложно получить официальное разрешение на эту деятельность. Поэтому зачастую проще выбросить шины в мусор, чем их переработать (кстати, в России по тем же законам разрешено захоронение изношенной резины, если другие способы не возможны, а во многих странах мира это строжайше запрещено).


Имеются сложности и в технологии. Если легковые шины достаточно просто разобрать на боковой корд и саму резину, которую можно быстро измельчить в крошку, а с нее магнитным методом убрать оставшиеся мелкие металлические элементы, то с грузовыми все намного сложнее. Корд можно несколько раз восстанавливать, а потом придется прибегать к сложной системе утилизации.


Еще один недостаток – это малый спрос на изделия, созданные на основе переработанных покрышек. Сейчас потребность в них составляет не более половины объема утилизированных шин. Но даже если бы это количество удавалось переработать – можно праздновать победу, ведь сейчас на специализированные заводы отправляется только 10-15% от всех изношенных покрышек.

Сравнение комплектаций

Убрать все