Подростки за рулем грузовика – норма или опасность для окружающих?
27.03.2025
В ЕС поддерживают идею расширения штата дальнобойщиков за счет подростков. Но у экспертов такая идея вызывает массу опасений.
По мнению эксперта Антонио Авенозо , поощрение 13 500 подростков к вождению грузовиков стало бы опасным экспериментом, увеличив число водителей из наивысшей группы риска за рулем транспортных средств, которые при аварии наносят наибольший урон.
Представьте: вы едете на автомобиле по сельской дороге ночью, ваши дети спят на заднем сиденье. Погодные условия туманные, видимость ограничена. И вдруг на вас из противоположного направления мчится 40-тонный фура. Между вами и вашей семьей — только пунктирная белая линия на дороге. Кого вы хотите видеть за рулем этой фуры? Водителя с многими годами опыта в подобных условиях? Или подростка, только что окончившего школу?
С 2006 года Европейский союз разумно установил минимальный возраст для водителей грузовиков — 21 год, а для водителей автобусов — 24 года. Однако в последние годы транспортная отрасль добивается снижения этих возрастов как дешевого способа решения кадрового кризиса.
Улучшение условий, разумное чередование работы и отдыха, меньше времени вдали от дома — всё это не обсуждается. Вместо этого предлагается нанимать выпускников школ.
И это сработало: с одобрения ЕС несколько стран снизили минимальный возраст до 18 лет — при условии прохождения молодыми водителями дополнительной профессиональной подготовки и обязательных экзаменов. Но отрасли этого мало — она хочет, чтобы такие нормы стали обязательными для всех стран ЕС, и подростки могли бы водить фуры по всему континенту.
Более того, отрасль настаивает, чтобы подростки 16 и 17 лет уже начинали ездить в сопровождении, а с 18 — управляли фурами самостоятельно.
В марте прошлого года Европейская комиссия пошла на уступки, предложив внести изменения в правила получения водительских прав, обязывающие страны ЕС внедрить программу сопровождаемого вождения для 17-летних. В декабре транспортный комитет Европарламента поддержал это. ЕС оценивает, что в результате около 13 500 подростков смогут начать водить грузовики.
Профессия водителя грузовика требует другого уровня ответственности. Авария с участием фуры может иметь катастрофические последствия. Подросток, по вине которого произойдет такое, будет нести этот груз всю жизнь. А семьи жертв никогда не смогут оправиться от утраты.
Можно было бы ожидать, что за такими изменениями стоит научное обоснование. Но его нет. Отрасль утверждает, что это не повлияет на безопасность дорожного движения, но никаких данных в подтверждение не приводит. Европейская комиссия не провела должного анализа последствий этих изменений. Обоснование основано на положительных результатах программы сопровождаемого вождения для 17-летних в Германии — но это касается обычных легковых машин, а не грузовиков.
Более того, ETSC (Европейский совет по безопасности на транспорте) изучил имеющиеся данные по молодым водителям фур, и они вызывают серьёзное беспокойство.
А исследование Германской страховой ассоциации показало: водители фур в возрасте 18–20 лет значительно чаще становятся виновниками ДТП с пострадавшими, чем представители других возрастных групп. Такие же выводы подтверждаются данными из Финляндии и Польши.
Остается надеяться, что депутаты Европарламента задумаются над последствиями. Разрешить подросткам водить фуры — значит сделать шаг назад в вопросах безопасности.
Биологические и психологические риски
Год сопровождаемого вождения — лучше, чем ничего. Но это не компенсирует негативные последствия от масштабного увеличения числа водителей младше 21 года.
Наука показывает, что недостаток опыта — лишь одна из причин риска у молодых водителей.
Между 15 и 25 годами у человека продолжается биологическое и социальное развитие, в том числе формирование участков мозга, отвечающих за принятие решений и контроль импульсов. Это влияет на восприятие риска. В период полового созревания возможна эмоциональная нестабильность и склонность к рисковому поведению. Поэтому молодые водители зачастую недооценивают опасности на дороге.
Итог
Поощрение ещё 13 500 подростков к вождению фур — это масштабный и опасный эксперимент. Он может привести к росту числа аварий с самыми разрушительными последствиями.
В следующем месяце на пленарном заседании Европарламента может решиться судьба этого предложения. Будем надеяться, что депутаты осознают всю серьёзность ситуации. Подростки за рулём фур — идея, которую нужно остановить.