Не емкостью единой
29.11.2023
С приходом холодов особенно актуальной становится проблема аккумулятора, ведь если он не первой свежести, то может в самый неподходящий момент попросту отказаться работать и запускать мотор. Но как же выбрать идеальную модель, чтобы и заряд держал в мороз, и стартер крутил отменно, и по цене был доступным?
Сразу стоит сказать, что идеального варианта не найти, всегда есть момент, которым придется пожертвовать. Аккумулятор или поражает мощностью, но не влезает на выделенное ему место под капотом, или отлично держит заряд даже в большой минус, но стоит как путевка за границу для всей семьи. Но все же к процессу выбора стоит отнестись со всей серьезностью, подбирая оптимальный вариант, с нужным балансом характеристик. И для начала разобраться, что же указано на этикетке и какие показатели важны.
- Размер имеет значение
Как бы странно это ни звучало, но первым делом придется взяться за линейку и измерить высоту, ширину и длину аккумулятора, что сейчас используется в машине или же имеющегося свободного пространства под него. Ведь на данный момент нет единых мировых стандартов в этом вопросе, они существенно отличаются у американских, азиатских, европейских и российских производителей. Таким образом, в машину из Азии не удастся поставить американскую батарею, так как она в среднем минимум на 1 сантиметр больше по длине и на целых 3,4 выше.
- Полюса такие разные
Многие автолюбители уже слышали, что полярность у разных производителей аккумуляторов может не совпадать. Так, в российских моделях если смотреть на прибор спереди, то плюсовая клемма окажется слева, минусовая соответственно справа. А на большинстве американских и европейских все с точностью до наоборот. Но, опять же, не на всех, могут и среди иностранных моделей быть сюрпризы. Радует то, что в основном для профилактики диаметр клемм делают разным, так, в европейских вариантах минус равен 17,9 мм, а плюс – 19,5, в азиатских 11,1 и 12,5 соответственно, то есть минус меньше плюса, чтобы ненароком не набросить провода не туда. Тут же стоит отметить, что при подключении азиатских аккумуляторов стоит проверить, не касаются ли креплений металлические элементы автомобиля, та же рамка зажима АКБ, иначе клеммы может замкнуть. К счастью, европейцы для профилактики таких случаев делают углубления на корпусе для клемм.
- Непонятные ампер-часы
Люди, дружащие с физикой, скажут – ампер-час это заряд, что проходит через поперечное сечения определенного проводника за 1 час, при этом обеспечивается ток в 1 ампер. Но на практике же больше пользуются понятием емкости, что почти полностью отвечает этим самым ампер-часам. В результате если на АКБ указана цифра 60 Ач, то можно сделать вывод, что она может отдать по 3 ампера на протяжении 20 часов до разряда с 12,7 до 10,8 В.
Найти эту цифру проще всего на аккумуляторах отечественного производства, где данный показатель прописывают после установленной давным-давно аббревиатуры 6СТ. Стоит отметить, что если размеры устройства подходят, вполне можно использовать батарею большей емкости, чем это прописано в инструкции к автомобилю, вреда от этого не будет.
Все просто будет и с европейскими моделями, там показатель пишут четко и понятно, только заменив ампер-часы на международное сокращение Ah. Если же вместо традиционного написания имеется код из 9 цифр, но нужные нам – вторая и третья.
С корейскими и японскими моделями все намного сложнее. Изредка на их этикетках указывают европейские показатели, но зачастую имеется местный стандарт, в котором отражается производительность, что является соотношением начальной емкости к току холодного запуска. Теоретически можно воспользоваться специальной формулой для пересчета, но она сложна и неэффективна, поэтому при выборе лучше ориентироваться по указанной производителем авто инструкции или искать понятную международную надпись.
У американцев свои приколы. Стараясь сделать жизнь своих граждан максимально простой, производители указывают на этикетке резервную емкость, то есть время в минутах, сколько автомобиль сможет проехать на аккумуляторе без подзарядки генератором. Все вроде как удобно, но данные показатели рассчитаны теоретически, а как себя покажет АКБ на практике – один бог знает.
- Пусковой ток
Этот показатель еще называют током холодной прокрутки, он показывает максимально возможный ток, что аккумулятор при минус 18 может выдать. На наших моделях его указывают зачастую в строчке после емкости и напряжения, хотя есть разные ГОСТы, в некоторых пусковой ток вовсе не отмечают.
У европейцев этот показатель указан в девятизначном коде в виде последних двух цифр, к ним нужно добавить 0. То есть при показателях 56 пусковой ток будет равен 560 А.
Американцы тоже указывают эти данные в коде в виде последних трех цифр. И вроде бы все еще проще, но нет! Стандарты наши и их не совпадают, поэтому для перевода придется воспользоваться калькулятором и коэффициентом в 1,8. К примеру, американские 650 А будут равны примерно нашим 600.
В целом это все важные характеристики помимо, разве что, даты изготовления АКБ. Но тут стандартов нет, поэтому искать данные придется долго и нудно, ведь каждый производитель ставит его в самых неожиданных местах. А вот индикатор зарядки, тип газоотводной трубки и кальций в пластинах – больше пиар для привлечения доверчивых покупателей, на эффективность работы эти показатели мало влияют.
Остается добавить, что даже самый хороший аккумулятор нуждается в правильной эксплуатации. Не стоит оставлять его разряженным надолго и разряжать в ноль – и он прослужит верой и правдой не один год.